Администрация Карачевского района

г.Карачев, ул.Советская, 64, эл.почта:inbox@karadmin.ru

Get Adobe Flash player

Новые материалы сайта

Опрос

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
1

           Первое упоминание о церкви Успения встречается нам в «Собрании Государственных грамот и договоров» после Смутного времени, относящееся к 1616 году. «Город лежал в развалинах. Все каменные здания, в том числе и церкви, были разрушены, а деревянные сожжены: Святого великомученика Георгия, Святых жен Мироносиц, церковь Святого пророка Ильи с домом при ней, где жили нищие и кормились от церкви божией, и церковь Успения Пресвятые Богородицы». (1)В приходных окладных книгах Патриаршего приказа под 1627 годом записана церковь Успения Пречистой Богородицы: «Карачева ж города новоприбылыя 10 церквей. Успения Пречистой Богородицы за острогом, за старой осыпью». (2) Следующая запись, по истории этой церкви, сделана там же, в 1634 году: «запечатана грамота в Карачев, к воеводе, к Григорию Квашнину, по челобитию из Карачева вдовой попадьи Мотреницы Федоровой дочери, с детьми, с двумя сыновьями да с тремя дочерми, а велено:  от церкви Успения Пречистой Богородицы попу Ивану Иванову Топальскому отказать и церковным доходом ему владеть не велено, что церковное строение мужа ее попа Игнатия, а велено: сыну его большему быть у той церкви в попах, как он в попы поспеет, пошлин 20 алтын взято». (2)

           В 1654г. по писцовой книге Клементья Пыжова у этой церкви в приходе 89 дворов. (2)   В этом же году Карачев посетил Антиохийский Патриарх Макарий. В описании этого путешествия, сделанном его сыном архидьяконом Павлом Алепским, в числе городских церквей упомянута и Успенская церковь. «Затем мы проехали около тридцати верст и прибыли в большой город с сильной крепостью, называемый Каражава (Карачев). В нем пять церквей: во имя Благовещения, Успения Владычицы, св. Михаила, св. Николая и свв. Космы и Дамиана». (3) Карачевские переписные книги дают нам представление о приходе этой церкви. В книге описывается приход церкви, в который входят и земельные участки. В 1693г. по переписным книгам у сей церкви 2 двора поповых, 44 посадских, 85 драгунских, 7 помещичьих; церковной земли 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 15 копен; на церковной земле 2 лавки». (2)

Uspeniya5
                                                 церковь до ремонта

Uspeniya06

         22 января 1701г. по благославенной грамоте выдан антиминс в новопостроенную Успенскую церковь. (2) Из чего можно предположить, что старая церковь стала ветхой и была взамен ей построена новая с тем же именем. В Указе Патриарха 1715 года значится поп Иван Никифоров Карачевской Успенской церкви, которому велено освятить церковь во имя Космы и Дамиана. (2) О третьем храме Успения, читаем в опубликованных ведомостях, «учиненных в духовных правлениях»: — деревянная, построена в 1754году коштом церковным и подаянием приходских людей и граждан – жителей». (4) По Описи, представленной в Московскую Духовную Консисторию в 1745 году, « Церковь Успения Пресвятой Богородицы, и другая теплая – во имя Святых Бессеребренников Космы и Дамиана». (5)   В «Историческом описании церквей и приходов…» об Успенской церкви сказано: «исторически известно, что 1754г. в центральном месте нынешнего городского сада был устроен деревянный двухэтажный храм с таковою же колокольней. В верхнем, холодном, этаже храма, Святой престол был посвящен Успению Божией Матери, в нижнем же, теплом,— во имя Святых Бессребренников Космы и Дамиана. В 1804 году малое народное училище находилось в Успенском приходе, в нанятом от общества у священника Успенской церкви Александра Малиновского деревянном доме на улице Дворянской. Этот храм существовал до начала Х1Х столетия.

karachev-uspeniya02
                                                               Храм в 70-е годы

          В 1818 году заложен был настоящий каменный Успенский храм. Он строился на средства прихожан в течение 10 лет. В 1828 году здание храма постройкою было закончено, но к освящению готова была лишь трапезная часть, где были сооружены два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и во имя Чудотворцев Космы и Дамиана».   (6)   В этом же году, пределы были освящены, но храм оставался без Богослужения до окончательного его устройства. В 1832 году в холодной церкви были поставлены три иконостаса: главный — в честь Успения Богоматери, на средства прихожан, правый — во имя Святой Троицы, на средства купца Якова Никитина Масленникова и левый — в честь иконы Божией Матери «Троеручицы», на средства купчихи Феодосии Георгиевны Дьяконовой. После окончательной отделки храма, в 1833 году, при священнике Михаиле Полянском, все три престола настоящей церкви были освящены.      

Plan XRAMA_Uspeniya

             В РГИА г. Санкт-Петербурга, в фонде 1488 «Планы и чертежи гражданской архитектуры», хранится дело — «План и фасад существующей в натуре старой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в Орловской губернии в уездном городе Карачеве», который рассмотрен на Совете путей сообщения и публичных зданий 28 января 1836 года. А связано это было со строительством колокольни данной церкви. В деле так же имеется план и фасад колокольни, что дает полное представление о храме. (7) В «Ведомости о церкви за 1841 год», записано: «Церковь построена вновь 1828 года, усердием прихожан и церковными доходами. Зданием каменная, крепка. Колокольня строится такого ж здания, коей уже выстроены звоновые окна. Священник Василий Стефанов Филимонов 33 лет, переведен в 1837 году от церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы города Карачева». Этот документ дает нам представление о сословии прихожан, числе дворов и душ, где «военных – 3 двора, м.п. 2, ж.п. 8; статских – 8 дворов, м.п. 10, ж.п.15; разночинцев – 8 дворов, м.п. 19, ж.п. 17; купцов и мещан117 дворов, м.п. 397, ж.п. 397; крестьян – 13, м.п. 52, ж.п. 53; дворовых – м.п. 4, ж.п. 4. Всего 154 двора, где м.п. 483 души, а ж.п. 494 души. Руку приложили: священник Василий Стефанов сын Филимонов, диакон Иосиф Афанасьев сын Петропавловский, дьячок Стефан Иванов сын Михайлов, пономарь Иван Федоров сын Остроумов». (8)   Строительство колокольни было закончено в 1847 году в одно здание с церковью. Архитектура храма принадлежит к позднему классицизму и представляет собой бесстолпный купольный храм с крестообразным в плане построением. Основной четырехгранный объем образуют четыре мощных угловых пилона с закругленными внутренними сторонами и перекинутыми между ними арками. На него водружен цилиндрический барабан с высоким куполом и главой на круглой шейке. К пилонам примыкают пониженные боковые части: алтарь, трапезная, два входа – с юга и севера, с восьмью полуколоннами каждый. (6) В 1850 году внутренние стены храма были украшены священной живописью. Роспись интерьера выполнена клеевыми красками и поновлена в 1886 году. «Главное место отведено выразительному гризайльному декору: круглые окна барабана фланкированы пилястрами, объединенными аркадой в верхней части и балюстрадой в нижней. В арках изображены фигуры апостолов, а с восточной стороны – крест, поддерживаемый ангелами. Под балюстрадой написан карниз, декорированный картушами и растительным орнаментом». (9) Живопись выдержана в пастельных тонах с преобладанием мягкого охристого и голубого оттенков. Представляет собой замечательное произведение в стиле классицизма. В этом же году были поновлены предельные иконостасы, а средний иконостас, полы и оконные рамы устроены новые. Ремонт был сделан на средства прихожан – братьев Дракиных: Василия, Ивана, Николая, Алексея и Петра Ивановичей. На ремонт было затрачено около 5000 рублей.

Uspeniya nachalo
                             церкви Успения начало ремонта

          Обывательская книга города Карачева за 1855 год дает нам представление о церковно и священнослужителях Успенской церкви и об их имущественном положении: «Андрей Яковлев Благовещенский, дьячок — дом, им купленный № 764 в 42 квартале города; Василий Стефанов Филимонов, священник – дом состоит за дочерью его Екатериною, доставшейся ей по наследству от деда ее протоирея Кутепова в 80 квартале № 1327». (10)

Uspeniya2

          «В 1856 году старанием церковного старосты Михаила Голутвина с западной и южной сторон храм был обнесен каменной оградой с чугунной решеткой и такими же двумя воротами. В 1880 году старанием церковного старосты Дмитрия Лапина с южной и северной стороны наружных дверей были сооружены два чугунных литых крыльца. В 1898 году в небольшом церковном здании при храме утроена женская церковно-приходская школа, в которой училась 25 девочек. В 1903 году, на средства священника Алексея Музалевского и частью на средства казенные и церковные, устроено новое каменное здание школы». (6) В журнале Святейшего Синода «Церковные Ведомости», издаваемого в 1888-1914гг., в трех номерах за разные годы упомянута Успенская церковь города Карачева. Ежегодно, ко дню рождения Государя, публиковали «Список лицам, кои Всемилоствейше пожалованы, к 6-му мая – дню рождения Государя». В 1889 году — Орденом Святой Анны 3-й степени священник Алексей Музалевский. (11) В 1905году — Серебряной медалью на Аннинской ленте «За усердие», для ношения на шее, мещанин Василий Лапин. (12) В 1909 годуКамилавкою священник Иоанн Семенов.      (13)    В 1876 году от этого прихода была отчислена деревня Вереща и приписана к приходу Благовещенской церкви. Казенного жалования церковный причт не получал. Церковь имела землю в 8 верстах от города площадью 7,5 десятин. Из старой Успенской церкви сюда были переданы метрические и исповедные книги, соответственно от 1798года и от 1805 года.

В фонде «Карачевской городской управы», в подворных книгах владельцев недвижимости квартала № 27 города Карачева, за 1913 год, записан «каменный дом, занятый церковноприходской школою Карачевской Успенской церкви с оценкой 200 рублей». (14) В этом же архиве сохранилась «Церковная и ризничная опись церкви Успения Пресвятой Богородицы, города Карачева за 1867-1917гг», где сказано; что церковь — каменная, одноэтажная, обнесенная чугунной оградою и имеет пять алтарей. Алтари подробно описаны. А так же указаны имена жертвователей. В 1911году вдовою, купчихою Александрой Афанасьевой Сокольниковой пожертвованы «вызлощенные запрестольные икона Богоматери и крест-распятие». (15)

Uspeniya-03

           В страховых документах за 1925 год, хранящихся в ГАБО, есть план и описание строений Успенской церкви, находящейся по ул. Троцкого, их оценка в золотых рублях. Ближайшая к ней постройка с северной стороны кирпичный жилой дом на расстоянии 17м. Церковь имеет размеры: длину – 31,5м; ширину церкви – 23м, трапезной – 12.5м; высоту купола – 10м, трапезной – 8.5м. Колокольня – 9м Х 9м и высотой 20м. Церковь оценена в 28218 золотых рублей, а колокольня — в 8100, всего: 36318 золотых рублей. По описи движимого имущества в церкви имелось «7 колоколов разных», а всего 392 предмета. Кроме того, в Успенскую Общину было передано 166 предметов, содержащих в том числе «128 икон разных, больших и малых». (16)   «В 1932 году она была закрыта. После войны использовалась под складские помещения. В шестидесятых годах ее пытались совсем снести, но отбойные молотки не годились, а взрывать посреди города было небезопасно. Так и оставили». (17)

          В нашей местной печати воспоминаниями о разрушении этой церкви делились очевидцы тех дней: — «Однажды утром понаехали грузовики и автокраны, и тогда уж нам стало не до уроков: не отрывая глаз, смотрели, как тяжеленная чугунная бита, мерно раскачиваясь, била в стены церкви. Осыпалась штукатурка, куски крепкой кладки падали на землю. Школьные стены дрожали, а церковь стояла».  (18)  Известный Брянский архитектор В. Н. Городков в девяностых годах прошлого века, в «Архитектурных образах Брянщины», писал о важности Успенской церкви: «В восточной части города сохранился в виде каменной башни остаток Успенской церкви. До нашего времени дошли лишь четыре пилона, несущие круглый световой барабан со шлемовидным куполом; ее вертикальная композиция так необходима для утратившего остроту силуэта города». (19)   В прошлом, 2011 году, по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, разрушенные здания церквей области были зарегистрированы и переданы местным церковным общинам. Каждой такой церкви был назначен настоятель – в Успенском храме им стал отец Александр, являющимся настоятелем собора Святителя Архистратига Михаила.  Храм будет восстанавливаться. (20)

                       Список священноцерковнослужителей храма.

 

1634г., поп Игнатий

1715г., поп Иван Никифоров

1782г., священник Александр Алексеев

             священник Тимофей Иванов

1795г., священник Александр Алексеев

1804г., священник Александр Иванов Малиновский

1833г., священник Михаил Полянский

             староста Павел Тюленев, купец

1856г., староста Михаил Голутвин, купец

1842-1877гг., священник Василий Стефанов Филимонов

1842г., диакон Иосиф Петропавловский

1844-1848гг., дьякон Александр Измайлов

1854г, диакон Александр Стефанов

1854-1855гг., псаломщик Андрей Яковлевич Благовещенский

                       псаломщик Иван Тимофеевич Всехсвятский

1880г., староста Дмитрий Лапин, мещанин

1884-1903гг., священник Алексей Музалевский

1893-1918гг., священник Иван Алексеевич Семенов

1899-1901гг., староста Василий Лапин, мещанин

1899г., псаломщик-диакон Дмитрий Преображенский

1905г., священник А. Покровский

1906-1908гг., диакон Иван Сухоносов

1909-1910гг., диакон Иван Вознесенский

1922-1932гг., протоирей Митрофан Михайлович Андреев

1922-1931гг., диакон Сергей Введенский

1924-1932гг., староста Иван Николаевич Аврамов, купец

1928-1932гг., священник Константин Кириллович Казанский

1932г., диакон Георгий Яковлевич Зверев

1932 год – церковь закрыта.

2012 год – священник Александр Катунин

2013 год — отец Николай

                                     Источники и литература:

 

1. Передельский Л. Д. «Карачев», Карачев, 2007, с. 27

2. Материалы для истории церквей Брянского края. Брянск, 2010, с. 349.

3. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине ХУ11 века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алепским. М., 2005, с. 212.

4. Труды Орловской Ученой Архивной Комиссии. 1890г., с. 14,15

5. Орловские епархиальные ведомости. № 1, 1871г., с. 54

6. Историческое описание церквей и приходов Карачевского и           Дмитровского уездов. Брянск, 2010, с. 23.

7. РГИА ф. 1488 оп. 3 д. 113 л.л. 1–3.

8.   ГАБО ф. 247 оп. 1 д. 147 л.л. 33, 36 об

9. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.    Брянская область. М., 1998, с. 263.

10.   ГАБО ф. 26 оп. 2 д. 1 л.л. 8 об., 9; 13 об., 14

11. Церковные ведомости. № 19, 1899г., с. 135.

12. Церковные ведомости. № 29, 1905г., с. 359.

13. Церковные ведомости. № 18–19, 1909г., с. 127.

14. ГАБО ф. 26 оп. 2 д. 25-б л. 14

15. ГАБО ф. 247 оп. 1 д. 84  

16. ГАБО ф. 1971 оп. 1 д. 167 л.л. 61–68.

17. Пищулин В. П. Церкви православного Карачева – хранители нашей

седой старины. Черновцы, 2004, с. 105.

18. Газета «Заря», 19.11.2003г. № 93

19. Городков В. Н. Архитектурные образы Брянщины. Тула, 1990, с. 41,42

20. Газета «Заря» 31.10 2012г. № 88

21. ГАБО ф. 23 оп. 2 д. 6 л. 477

22. ГАБО ф. 23 оп. 2 д. 14 л. 432

23. ГАБО ф. 23 оп. 2 д. 23 л. 31

24. ГАБО ф. 247 оп. 1 д.д. 82,83.

Движемое имущество, принадлежащее Успенской церкви.

1.Престол деревянный – 5

2.Жертвенник деревянный – 5

3.Сосуд с прибором серебряный – 1

4.Евангелие барх. – 1

5.Евангелие Малое мед. – 2

6.Крест Малый медный – 1

7.Крест и Икона на Престоле метал. – 2

8.Толеран сборный – 5

9.Кувшин для согрева воды – 2

10.Водосвятная чаша метал. – 2

11.Купель для крещения медная – 1

12.Понихидница метал. – 2

13.Кувшин для хождения со Святой Водой метал. – 2

14.Тазы медн. – 2

15.Кадила метал. – 2

16.Трекерия метал. – 1

17.Венцы для брака, метел. – 2

18.Подсвечники большие и малые метал. – 34

19.Лампады разные – 18

20.Подсвечники малые на Престоле – 10

21.Сосуд для освещения метал. – 1

22.Богослужебная Книга

23.Колоколов разных – 7

24.Священицких Облачений парчевых – 30

25.Св. облачений матер. – 6

26.Дьяконовских облачений разных – 24

27.Завеса для Святых Врат шерстяная – 5

28.Конторка для свечей деревянная – 2

29.Шкаф для Риз деревянный – 3

30.Шкаф для книг деревянный – 4

31.Комод деревянный – 1

32.Аналое деревян. – 7

33.Кресел дер. – 3

34.Икон в Болдах – 7

35.Икон в Иконостасах – 20

36.Икон разных – 60

37.Одежды на Престоле порчев. – 5

38.Одежды на Жертвен. Порч. – 5

39.Воздухов и Покровцов разных – 42

40.Покрывал на Пресс. Жертв. Разных – 26

41.Ковров больших и малых – 8

42.Ковровые дорожки суконные – 2

43.Дропре на Иконы – 4

44.Часы – 1

45.Голгофа дерев. – 1

46.Футляры на Престол стеклянные – 3

47.Зеркала – 2

48.Ризы негодные разные – 14

49.Изображение Спасителя на Полотне – 1

50.Столы разные деревянные – 3

51.Шкатулка для Евангелия дер. – 1

52.Лестница дер. – 1

53.Икона Малая – 1

54.Плащеница барх. – 1

55.Поникадило метал. – 6

56.Ножницы – 3

На сумму 1951 рубль, где 7 колоколов1200 руб.

С. В. Глотов

заведующий Карачевского краеведческого музея

«Деснинские древности» выпуск VII, материалы межгосударственной научной конференции

«История и археология Подесенья», посвященной памяти брянского археолога и краеведа,

Заслуженного работника культуры РСФСР Фёдора Михайловича Заверняева (28.II.1919 — 18.VI.1994)

В с. Бужаниново  Сергиево-Посадского района  Московской области есть храм Николая Чудотворца, внешне очень похожий на Карачевскую церковь Успения.

Всматриваясь в эти снимки, мы можем представить, как выглядел наш храм до разрушения и будем надеяться на его скорое возрождение.

8965
 

005 0029009b

 buzh hram_pikasa_0289

 А эта церковь — Никольская находится на Екатерининском тракте, неподалеку от деревни Башмаковка.
Церковь Николая Чудотворца была построена в 1812 году, в память об изгнании французов с земли русской.

2012 05_20_E-trakt_44_of_65

2012 05_20_E-trakt_61_of_65

2012 05_20_E-trakt_62_of_651111

Прослеживается очевидное сходство в архитектуре, есть различия, но в целом очень похоже. Скорее всего, местные сами вносили изменения в планировку. Ведь Карачевские купцы, увидев чертеж храма Успения, отказались от обычных прямоугольных окон, пожелав круглые.

Яндекс цитирования