Администрация Карачевского района

г.Карачев, ул.Советская, 64, эл.почта:inbox@karadmin.ru

Get Adobe Flash player

Новые материалы сайта

Экономика

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
1

Журнал «ПРИРОДА и ЛЮДИ»  № 16–1908 год, МАСЛЯНИЦА, Очерк М. А. Орлова.

 Наше слово Масленица и иноземное название этого разгульного праздника, карнавал, родственны по своему происхождению и, в сущности, означают одно и то же. Карнавал происходит от латинских слов: carnisмясо, и vale— прощай; следовательно, оно соответствует нашему слову мясопуст (или, по народному, мясопущи). Масляная—прощанье с мясной пищей; для смягчения перехода от привычной скоромной пищи к строго постной допускалась неделя с молочными продуктами, из которых главный, масло, и придал свое имя русскому простонародному названию карнавала. Очевидно, что и обычный карнавальный загул тоже допускался, как послабление греховной плоти, осуждаемой на последующее семинедельное „умерщвление".

Но это христианская, правильнее сказать, церковно-уставная сторона дела. В народе же до сих пор хранится память о своем, исконном праздничном времени, совпадавшем с нынешнею масленицею. Боги старой веры и культ их никогда не вымирают начисто; народ хранит их черты тысячелетиями. В очерках, посвященных Рождеству и Новому Году (см. №№ 7 и 8 „Природа. и Люди"), мы указали главные мотивы народных праздников до христианского времени, приуроченных к концу и началу года. Перед нашим предком, уже успевшим кое-как осмыслить внешний мир и истолковать его явления, конец года являлся торжеством мрачного духа Смерти над светлым духом Жизни. Зима брала верх Над летом, и человек с ужасом спрашивал себя кто победит? Но он не долго оставался в страхе. Дни начинали удлиняться с половины декабря. Значит, в этой схватке между злым и благим божеством первое было сломлено, светлый бог одержал победу. и тогда на смену недавнего страха в душу человека вступала бурная радость, которую он и выказывал своими обрядовыми игрищами, представлявшими изгнание зимы и привет лету победителю.

Подступал февраль, за ним март. Начинало таять, веяло весною. В полной победе светлого божества не оставалось никаких сомнений, и народ снова буйно праздновал эту победу обрядовыми игрищами, следы которых прилепились к христианским праздникам и установлениям — Масляной, Пасхе. Можно думать, что масленичная неделя, очень часто совпадающая с самым началом таянья снега, как раз приручилась к языческому торжеству, которым ознаменовывалась эта победа Жизни над Смертью. Первая уступка духа мрака выражалась только в том, что дни становились дольше, прибавилось свету; но злой бог все еще продолжал борьбу, он еще оковывал землю снегом, воды—льдом. Таяние же снега—было уже более крупным свидетельством победы благого божества света и тепла. и народ, видя эти ободряющие признаки близкого пришествия светлого божества, всюду при­нимался „хоронить" зиму, как бы помогать светлому божеству окончательно доконать ее. и вот, с течением времени, масленица превра­тилась в шумное и разгульное торжество проводов Зимы и встречи Лета. Древние индо-европейцы в эти дни ждали сошествия на землю богини лета (Фреи, Лады). Наши предки устраи­вали эмблематическую встречу светлой богини: возили дерево, украшенное цветными лоскутками, звонками, или деревянную куклу. В Сибири (на памяти пишущего эти строки) совершался весьма грандиозный поезд, который так и назывался Масленицей. Устраивали огромнейшие сани, в которые приходилось впрягать целое стадо ло­шадей. На санях водружали мачты, так что весь снаряд принимал вид корабля. Публика, в пестрейших и фантастических нарядах и масках, густою массою покрывала триумфальный экипаж, и он в сопровождении толпы песенников двигался по селению или по городу. иногда на сани сажали ручного медведя, который, как известно, около этого времени пробуждается от зимней спячки, и поэтому мог входить в состав эмблематики пробуждения весны. Звон погремушек и бубенчиков, песни, шум, гам, быть может, самое пьянство и обжорство, как выражения обилия благ земных,—все это, можно думать, намеренно сочеталось народом, чтобы приветствовать грядущего на землю светлого бога Лета, несущего ливни, грозы, гром, урожай и размножение.

Но народу, вероятно, было желательно и самую борьбу Зимы и Лета выразить в лицах. На это указывают некоторые весение игрища, которые и до сих пор справляются по глухим местам, где все старозаветное дольше хранится и не так легко вытесняется новшествами. Так, напр., в Тульской, Пензенской и Симбирской губ. в суб­боту на Масляной строят где ни будь на льду, на реке, на пруде, городок из снега, с воро­тами, башнями. Главные действующие лица в этом представлении—дети, но потом к ним охотно присоединяются и взрослые. Окончив по­стройку, толпа разбивается на две партии; одна берет на себя защиту городка, другая его штурм. Обороняющие ратоборствуют метлами и помелами, наступающие — дубинами. Побоище обязательно кончается взятием городка. Осаждающие врываются внутрь его и подвергают его полному разруше­нию; коменданта же в прежнее время нередко тут же купали в проруби; крепкие деревенские организмы выдерживали такую ванну без всяких последствий. Побоище завершается дружною попойкой побежденных и победителей.

Конечным обрядом Масленицы можно считать её сожжение. Оно совершается в воскресенье, в „прощеный" день. Жители деревни берут со дворов по пуку соломы и складывают ее целою горою в одном месте, где ни будь за околицею. Солома эта сжигается при радостных кликах и песнях народа. иногда жгут отдельные пуки соломы, привязанные на шестах, расставленных вдоль дороги, иногда жгут смоляные бочки. Местами это огненное игрище совершается на вер­шине нарочно сложенной ледяной горы. Этот последний вариант, как будто бы указывает на древнее значение игрища. В нем огонь являлся, как эмблема света и тепла, главных атрибутов светлого божества, его главных орудий, которыми оно сражается с мрачным божеством Зимы; огонь—эмблема лета, побивал, лед эмблему зимы.

Таково, вероятно, было, значение тех игрищ и обряди остей, которыми наши предки провожали зиму и встречали весну, и которые приручились ко времени Масленицы. Но впоследствии к этому празднику присоединилось множество обычаев, которые затушевали смысл и суть древних обрядов. Теперь Масленица—это просто за просто неделя неистового, исступлённого разгула. Она так характеризуется и пословицами:—„Боится Масляна горькой редьки да пареной репы", „Хоть с себя что заложить, да Масляну проводить", „Пили о Масляну, а с похмелья ломало на Радоницу" (т. е. после Пасхи) и т. д.

Каждый день Масляной имеет свое особое название и свои освященные временем обычаи.

В понедельник справляется „встреча" честной Масленицы. Ребятишки в этот день строят ледяные горы и затем „закликают" Масленицу известною обрядовою песенкой, в которой величают Масленицу „широкой боярыней", приглашают ее „в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем по­тешиться".

В этой песне расточаются Масленице пышные эпитеты: „красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка, ясочка, перепелочка". По окончании песни детвора шумно сбегает с горы, крича во весь голос:—„Приехала Масленица!" В иных местах дети сооружали куклу из соломы, одевали ее, обували и возили в салазках, с вышеупомянутым „закликаньем".

Люди солидные, блюстители старины, начинали встречу Масляной со взаимных посещений родни. В этот день, обычно, уговаривались, как, с кем, у Кого и когда проводить время. Печете блинов у богатых начинается с этого дня, а у бедных с четверга или пятницы. Первый блин в старину подавали нищим на помин покойников. В степной полосе этот блин кладут в слуховое окно, предназначая его уже прямо душам своих умерших родных; обряд совершается старухою, умудренною опытом жизни и сведущею в обрядностях, которая, кладя блин, приговаривает: „Честные наши родители, вот для вашей душки блинок!". Кстати, вся эта -блинная масленичная процедура, наверное, в древности была очень существенным обрядом праздника. Об этом можно заключить, напр., из дожившего до наших дней особого чина изготовления опары (закваски) для масленичных блинов.

Это далеко не повседневная операция. Во первых, она должна совершаться в величайшей тайне, чтобы никто ее не видел; для этого дело предпринимается только вечером, лучше всего при свете луны, потому что надо, чтобы наш спутник видел работу. К нему при этом обращаются с воззванием: „Месяц ты, месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!"

Для затирания опары берут не простую воду, а талый снег. В старину молодые приглашали на понедельник к себе в дом тещу; она должна была учить дочку печь блины и для этого явля­лась к ней со всем блинным снарядом:— квашнею, мукою, сковородами и пр.

Вторник Масленицы называется —заигрышами. Это день развлечений на воздухе: катанья, гулянья, катанья с гор. Тут обычно происходили мимоходом смотрины женихов и невест.

Среда называется лакомки. Этот день — торжество зятьев; тещи угощают их блинами.-именно к этому дню приурочено несколько юмористических народных песенок, в которых осмеивается ухаживание тещей за зятьями, не без остроумия.

Широкий четверг кульминационный пункт масленичного загула, после которого начинается уже поневоле некоторое затихание в потреблении еды и питий, так как все уже капитально объелись, и притом многие лихие потребители снеди и питий успевают к концу недели „выбыть из строя".

В четверг продолжается катанье по улицам, и начинаются жестокие кулачные бои. Обычно в этот день устраивались и те шествия на санях и „кораблях" по улицам, о которых мы уже упоминали. Кулачные бои были когда-то чуть ли не существеннейшим номером масленичной программы, но теперь, благодарение Создателю, кажется, затихли. В Ярославле, кажется, и до ныне фабричные ходят в четверг по домам и поют коляду, получая за это небольшую мзду деньгами или угощенье.

Пятница Масляной—это тещины вечерки. Зятья благодарят тещ за угощение в среду и в свою очередь ублажают родительниц своих жен. Прежде справлялось с торжественными обрядами это приглашение тещи на вечер. К ней чаще всего отправляли бывших на свадьбе зятя поезжан, и чём больше их посылалось, тем больше оказывалось чести теще.

Суббота—золовкины посиделки. В этот день чествовались золовки, дарили им подарки. Если золовки были девицы, то для них и в гости созывались тоже девицы; а если замужняя, то с ними вместе созывалась и мужнина родня. Городки на льду, о которых мы упоминали выше, обычно возводились в этот день.

Наконец, те, кто „выдерживал" благополучно все разнообразный номера этой утомительной для чрева программы, в воскресенье справляли еще проводы Масляной.

В некоторых местностях Приволжья и средней России, напр., в Симбирской, Саратовской, Пензенской губернии, устраивали в этот день огромные поезда, которые влеклись разряженными и, ко­нечно, пьяными людьми, а не конями; вокруг поезда, стоял дым коромыслом от шума, гама и пьяных песен. Это был так называемый прощальный поезд. В Ярославле его называли околка, в Туле круп, или конец, в Нерехте — обоз.

В этот же день жгли костры из соломы, что называлось сожиганием Масленицы. Вечером в воскресенье до сиих пор во всех благочестивых православных семействах совершается обряд испрашивания прощения, под предстоящее в посту говение. В семье „прощание" совершается обыкновенно вскоре после ужина, перед отходом ко сну. При этом сначала кланялись земно родителям дети, а затем и все домочадцы и слуги.

Яндекс цитирования