1

Карачев в начале XVII века был маленьким русским городом – крепостью на границе с Диким полем, окраиной Отечества. Население уезда составляли в основном мелкие служилые люди: дети боярские, казаки, стрельцы. Они одной рукой держались за саблю, а другой за плуг и косу. Однако даже в такой глубинке всегда помнили о государе. В домах служилых людей хранились царские грамоты на пожалование их земельными владениями. От государевой воли зависело назначение воевод, земельный и денежный оклад, повышение по службе. Государь был конечной инстанцией всех надежд и чаяний карачевцев.

В результате бедствий Смутного времени Карачев был стерт с лица земли.     Орловский краевед Г. Пясецкий, на основании  писцовой  книги 1626 года, так описывает город Карачев в 1618 году:  «Острога, т. е. крепости Карачевской, теперь не существовало; осталась одна только осыпь.  Не стало в нем церквей и монастырей; возобновлять же город было не по средствам уезда…. В октябре 1618 года бояре приговорили разорить вовсе Карачев, а людям, в нем находившимся, велено было перейти в г. Болхов.  По отписке Карачевского воеводы, князя Романа Ивановича Гагарина, в это время было в Карачеве: детей боярских 16 человек, стрельцов – 11, казаков – 15, пушкарей – 4 и посадских людей 3 человека».   (1)   Городу Карачеву  суждено было недолго лежать под своими развалинами. «В 1621 году по приговору Боярской Думы велено было восстановить Карачев и строить новый острог. Разрушенный Карачев постепенно поднимался из руин. Возвращались жители в родные места, город заселялся и застраивался». (2)      С воцарением Михаила Федоровича Брянск, Карачев, Севск, с Комарицкой волостью, входят в церковную территорию, непосредственно управляющуюся патриархом.  Уже через несколько лет Карачев становится значительным городом и укрепленным пунктом на южной границе Русского государства.

Несмотря на отдаленность Карачева от Москвы личные связи с царским семейством иногда проявлялись и здесь. Супругой первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича, была Евдокия Лукьяновна Стрешнева, дочь мещовского сына боярского. Ее родственники имели владения в Карачевском уезде. Степан Федорович Стрешнев в 1627г. – воевода в Воронеже; родной дядя Евдокии Лукьяновны. Он по переписи 1646г. имел 18 душ в селе Чернооково Брянского уезда. Его брат Лаврентий Федорович, стародубский сын боярский, в 1618г. «испомещен» в пустоши Ананьиной Карачевского уезда. После его смерти пустошь перешла к родному дяде Евдокии Лукьяновны — Степану Федоровичу. (3)

В родстве с царской фамилией оказались и карачевские помещики Соковнины. Известная всем по картине Сурикова боярыня Морозова  была дочерью Соковниных.    В 1552 году Василий Федорович Соковня – полковой голова, а его сын Семен Васильевич – Карачевский помещик. Тимофей Васильевич – убит под Рыльском. У Матвея Семеновича (умер в 1627г.)  в Карачевском уезде земли: в д. Кретово, в д. Косуличи, в д. Клинской.  Леонтий Матвеевич (умер в 1641г.) в 1635-36г.г. был воеводою в Карачеве.  «С ним детей боярских карачевцев 41 человек; стародубских выходцев детей боярских 42 человека; голова, да 100 карачевских стрельцов; да стародубских выходцев стрельцов и казаков 300 человек;  беломестных атаман, есаул да 53 человека казаков; пушкарей и затинщиков 42 человека; кузнец 1 человек; посадских людей карачевцев и стародубских выходцев, и уездных людей – 22; всего 602 человека».  (4)  Федор Тимофеевич – дворянин московский, в 1616г. воевода в Осколе. Прокопий Федорович (умер в 1662г.)  – наместник калужский – отец Федосии (1632-1675гг.) боярыни Морозовой.  Федосья Прокопьевна – жена брата воспитателя царя Алексея Михайловича, Морозова Глеба Ивановича. А Глеб Иванович был в близком родстве с первой женой царя Алексея Михайловича – Марией Ильиничной Милославской. Борис Иванович Морозов был женат на сестре царицы Анне Ивановне Милославской. *   (5, 6, 7)

И в последующие годы православный город Карачев не раз был удостоен внимания царской фамилии. Речь пойдет о его монастырях и церквях. В «Истории русской церкви» митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) о времени основания Введенского девичьего монастыря записано: ранее 1626 года. Введенский девичий монастырь в южной окраине Карачева  был основан вместо ранее существовавшего девичьего монастыря при церкви Святителя Дмитрия Солунского. «В 1686 году «коштом» царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии построена была монастырская каменная церковь во имя Введения в Храм Пресвятой Богородицы, с пределом во имя Апостолов Петра и Павла». Знаком его царского строения служит маленькая царская корона, которой увенчан крест на главном куполе храма. Строительство Введенской церкви происходило в период совместного правления Ивана и Петра, когда фактической правительницей была их сестра царевна Софья.

__________________________________________________________________

* Материалы по родословию Стрешневых и Соковниных предоставлены Брянским историком Алексеевым Владимиром Петровичем.

О личном внимании самого Петра к этому монастырю свидетельствует вклад им  в 1692 году напрестольного «Евангелия».  «Декабря третьего дня 1692 года  по Указу Великого Государя сея книга дана по приказу Большого Дворца в Карачевский посад в Введенский девичий монастырь игуменьи Евгении с распиской». (8)

Лучшим временем в истории Введенского монастыря было царствование Императрицы Елизаветы Петровны. Из  этого монастыря «Императрица изволила поднимать» в Петербург находившуюся там Страстную икону Божьей Матери. По преданию, царица Елизавета Петровна получила исцеление от «глазной болезни» после молитвы перед образом Божьей Матери «Страстная» — главной святыни Введенского храма. Икона была украшена драгоценными камнями и возвращена в монастырь. Царица так же внесла богатый денежный вклад – 2000 рублей «на монастырские строения». Вклад оказался как нельзя кстати: – в 1754 году был произведен ремонт монастырских строений.

По указу Императора Петра I в 1705 году  в Карачевский Николаевский мужской Одрин монастырь в должности строителя утвержден иеромонах Свенского монастыря Варнава. Он усердно занимался внутренним и внешним благоустройством монастыря. К 1710 году он построил каменный собор во имя святителя Николая, в 1704–1707 годах – теплую Знаменскую церковь. При Варнаве же, в 1713 году, по именному Высочайшему повелению, установлен был ежегодный торжественный крестный ход из города Карачева и окрестных сел в Одрино-Николаевский монастырь.  При нем обитель превратилась «в место усердного паломничества». В 1720 году Варнава принял мученическую смерть при разграблении монастыря разбойниками.

Самою большую и зримую память на Карачевской земле оставила о себе царевна Татьяна Михайловна -  дочь царя Михаила Федоровича, на ее пожертвования строится каменный храм в Карачевском Воскресенском монастыре, Тихоновой пустыни. Храм был закончен строительством в 1694 году.  «В 202 году (1694) прибыли вновь 2 церкви Архистратига Михаила соборная в городе Карачеве, Воскресенья Христова, в монастыре Тихоновой пустыни».  (9) Это самый большой храм того времени  на территории всей Брянской области. Храм сохранился до сегодняшнего дня; в 2004 году возобновлен мужской монастырь.

Единственным государем  побывавшем в Карачеве, по документально подтвержденным данным, был любивший много путешествовать  император Александр I.  Во время поездки в 1823 году император Александр I проследовал через города Мценск, Орел, Карачев и Брянск. 190 лет тому назад Александр I останавливался в Карачеве. «В пятом часу по полудни, сего же числа (7 сентября) царь Александр I прибыл в город Карачев. Остановясь в доме купца Шестакова, он благосклонно принял поднесенную от городской головы и членов магистрата хлеб и соль, равно и от семейства хозяина. После сего, пожаловал нижним чинам 21 Егерского полка, бывшим на карауле, по 1 рублю, отправился далее по тракту к Брянску. Проезжая мимо карачевской градской полиции изволил заметить хорошее устройство и исправность пожарных инструментов».         (10) 

Следующий эпизод связан с постройкой храма – памятника в городе Карачеве в память 300-летия царствования Дома Романовых. В фонде № 2 Государственного Архива Орловской области находится на хранении документ: Выписка из журнала заседания Карачевской городской Думы о постройке в городе нового храма с наименованием: Храм – памятник 300 -летия царствования Дома Романовых.    1913-1914г.г.  21 февраля 1912 года было принято Постановление городской Думою, которое подписал городской Голова Сытин. На имя Орловского Губернатора, направлено ходатайство с просьбой о поддержке этой инициативы.  В докладе городской Управы,  по строительству храма,  подняты следующие вопросы: наименовать предполагаемый к постройке храм, просить Городскую Думу  принять на себя инициативу ходатайствовать перед Его Императорским Величеством, Государем Императором, о Высочайшем соизволении на присвоение Собору вышеупомянутого наименования, а так же, просить Карачевское Уездное Земское Собрание  принять участие в постройке храма и присоединиться к ходатайству города.  Земское собрание приняло решение: присоединиться к обоим ходатайствам Городской Думы и пожертвовать на построение храма – памятника 300-летия Дома Романовых 500 рублей.  Было доложено заявление строительной комиссии о постройке новой соборной города Карачева церкви. В заседании своем от 07.02.1912г., осуждая вопрос о начале строительных работ, Дума решила: — «В текущем году усилить сбор пожертвований, так как имеющиеся средства нельзя считать достаточными для такого начатия, а закладку храма произвести весною 1913 года в юбилей 300-летия царствования Дома Романовых. Чтобы новый соборный храм был благодарной памятью 300-летия царствования Дома Романовых не только города, но и всего Карачевского уезда».   Карачевская городская Дума обратилась с ходатайством к Орловскому губернатору Андриевскому. А тот, в свою очередь, решил спросить мнение Епископа Орловского и Севского Григория.  29.01.1913г.  из Орловской Епархии был получен ответ. «Со стороны Орловского Епархиального Начальства нет препятствий к устроению будущему в г. Карачеве собору. Но ходатайство Карачевской Городской Думы о разрешении всероссийского сбора пожертвований на построение Собора, требующее Высочайшее соизволение, по мнению епархиального начальства, удовлетворения не заслуживает, так как собор имеет только местное значение». 07.06.1913г. Орловский губернатор, получив ответ епархии, направил письмо министру Внутренних Дел, где изложил свое мнение по рассматриваемому вопросу: «… я, хотя и не встречаю препятствий, но полагаю, что впредь,  до окончания постройки храма, ходатайство о присвоении означенного наименования, является преждевременным. Что же касается вопроса о разрешении всероссийского сбора на постройку храма, то ходатайство это, по моему мнению, едва ли заслуживает уважения на том основании, что предложенный к постройке храм имеет только местное значение, а не общегосударственное. Построить храм намеревается не бедное сельское общество, не имеющее собственных средств и потому вынужденное прибегать к сбору пожертвований, а состоятельное городское население, которое имеет возможность осуществить предложенную постройку на свои средства. К тому же в Карачеве имеется достаточное количество церквей для удовлетворения религиозных потребностей населения». Министр Внутренних Дел 30.11.1913г. препроводил записку в Святейший Синод.  27.02.1914г. «Святейший Синод определил: ходатайство Карачевской Городской Думы о разрешении всероссийского сбора пожертвований на сооружение нового храма в городе Карачеве – отклонить». (11) Таким образом, храм – памятник в Карачеве не был построен.  Очевидно, дело было не только в нехватке средств, а  помешала строительству храма начавшаяся Первая Мировая война, а за тем  и революция 1917 года.

Орловские епархиальные ведомости, на своих страницах, почему то не освятили Карачевскую инициативу по постройке храма.  А вот, в 1912году  ОЕВ в вопросах, подлежащих обсуждению Епархиального Съезда духовенства и церковных старост, по инициативе Епископа Орловского и Севского Григория, записано: «Об устройстве в городе Орле Епархиального дома в память 300-летия царствования Дома Романовых,— с помещением в нем разных благотворительно–просветительных учреждений Епархиального ведомства, и об отпуске на сие соответствующей суммы». (12)

В том же  1912 году ОЕВ сообщили о строительстве часовни в память 300-летия царствования  Дома Романовых в Российской Империи в селе Брасово:

«В селе Брасове, Севского уезда, где сосредотачивается управление имением  Его Императорского  Высочества Великого Князя Михаила Александровича, местным крестьянским обществом устраивается деревянная часовня, с  шатровой высокой крышей, небольшим куполом и крестом. Внутри этой часовни имеют быть помещены иконы: Казанской Божьей Матери, Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Архистратига Михаила. Содержание этой часовни крестьянами принимается на свой счет». (13)

Ряд жителей Карачева, в июле 1914 года  был награжден медалями в память 300-летия династии Романовых. В их числе был городской Голова Сытин.

В ГАБО хранится «Формулярный список о службе Карачевского Городского Головы Ивана Александровича Сытина», составленный 28 марта 1915 года. В «Списке» указано, что он Губернский Секретарь; 50 лет; происходит из купеческого звания; избирался Городской Думой Карачевским Городским Головою с 1906 по 1909 годы; с 1910 по 1913 годы; с 1914 по 1917 годы; состоит членом Комитета по постройке нового соборного храма. Среди его  шести наград и «светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых».     (14)

Таким образом, мы проследили прямые и косвенные связи Карачевского края с представителями царствующего в России последние 300 лет дома Романовых. Они проявлялись не только в царских указах и распоряжениях определявших основные направления местной жизни, но и в актах помощи при строительстве храмов и даже в редких случаях возможность лицезреть первое лицо Российской империи.

Источники и литература.

1.  Г. Пясецкий, В. Никольский. «Исторические очерки города Карачева». Брянск 2010г.         С. 42-43     

2.  Л. Д. Передельский. «Карачев».      Карачев 2007г.

3. РГАДА ф. 1207 оп. 177

4. Орловские епархиальные ведомости № 3 1867г. С. 185

5.В. В. Руммель, В. В. Голубцов «Родословный сборник» Т.2 Спб. 1887г. С. 401

6. ГАБО ф. 23 оп. 2  д. 21

7. ГАОО ф. 68 оп. 1 ед. хр. 64

8. ИИМК РАН г. Санкт-Петербург ф.  Р-III оп. 1 д. 4352  л. 12

9. Г. И. Холмогоров «Материалы для истории церквей»  Брянск. 2010г. С. 366

10. Труды Орловской ученой архивной комиссии. Орел 1892. Выпуск 2.° C. 18

11. ГАОО ф. 2 оп. 1 д. 532  Л. 1–8.

12.  Орловские епархиальные ведомости № 21 1912г. С. 252

13.  Орловские епархиальные ведомости № 24 1912г. С. 711

14. ГАБО ф. 26 оп. 1 д. 80  Л. 1–3.

15. Орловские епархиальные ведомости № 16 1912г. С. 437–443; неофициальный отдел.

16. Орловские епархиальные ведомости № 17 1912г. С. 1-3

17. Орловские епархиальные ведомости № 3 1913г. С. 21–22; официальный  отдел.

18. Орловские епархиальные ведомости № 5 1913г. С. 125–129; неофициальный отдел.

19. Орловские епархиальные ведомости №. 6 1913г. С. 155–162, 178; неофициальный отдел.

20. Орловские епархиальные ведомости № 6 1913г. С. 43–44; официальный отдел.

21. Орловские епархиальные ведомости №  7 1913г. С. 191–196; неофициальный отдел.

22. Орловские епархиальные ведомости №  8 1913г. С. 225–234; неофициальный  отд.

23. Орловские епархиальные ведомости №  9 1913г. С. 61–64; официальный отдел.

24. Орловские епархиальные ведомости № 9 1913г. С. 273–280; неоффициальный отдел.

25. Орловские епархиальные ведомости №  10 1913г. С. 289–297; неофициальный  отдел.

26. Весть православная.  Мценск. 1996г. С 1–20. Николо-Одринский монастырь.

27. ГАБО ф. 508 оп. 1  д. 43  «Ведомость о состоянии Карачевского  Николаевского мужского Одрина общежительного монастыря Орловской епархии за 1905г».

28. А.  Лобанов «Жены русских царей».  Санкт-Петербург. 2011г.

29.  О.  Котомин «Династия Романовых».  Санкт-Петербург. 2010г.

С. В. Глотов,

Заведующий Карачевским

краеведческим музеем