1

IMG 0393_2013
  Икона «Преподобный Тихон Карачевский» 19 в. Эмаль 

Известных нам изображений святого всего четыре.

Первоев синодике Воскресенского монастыря, Тихоновой пустыни. «На обороте же первого листа синодика наклеена картинка, изображающая монастырскую церковь, по сторонам которой имеются изображения (во весь рост) преподобного Арсения и Тихона Карачевского, а в верху их лик Господа Иисуса Христа, простирающего к ним Свои божественные длани». Образами для выполнения композиции послужили, характерные для Москвы, парные изображения двух святых во весь рост перед Спасителем или Богоматерью, как в случае с местно чтимой на Брянщине иконой святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Следующий образ, изображающий Тихона Карачевского, был выполнен на крышке деревянного надгробия. «В гробнице, под деревянной доскою, сокрыт образ преподобного Тихона Карачевского, писанный на дереве в рост».

В июне 1906 года Орловская Духовная Консистория направила в Императорскую Археологическую комиссию фотографический снимок с надгробной плиты с изображением инока Тихона. Снимок выполнен «в фотографии К. К. Бабянской г. Карачева». В это время производили «большой ремонт» Воскресенской церкви. Снимок этот сохранился до наших дней и находится он архиве ИИМК РАН г. Санкт — Петербурга. Образом для местных ростовых икон рубежа ХУП-ХУШ веков могли послужить надгробные изображения святых. Примерами подобных изображений могут служить произведения Московского Кремля и других русских храмов и монастырей. В конце XIX века, вероятно, епархиальным начальством были заказаны ростовским мастерам — финифтяникам эмалевые нагрудные иконки св. Тихона Карачевского. В наше время сохранился единственный образок Преподобный Тихон Карачевский, размер в рамке 5.3×6.0см, размер эмали 3.2×4.0см. На иконке в полный рост изображен святой, по левому краю написан могучий ствол дерева с пышной кроной и двумя толстыми ветвями на которых стоят две иконы (ствол написан лишь частично). Нижняя икона — Господь Вседержитель, верхняя — Пресвятая Богородица без Младенца. Над головой святого надпись, выполненная мелкими, почти скорописными, буквами черной краской: «пр. Тихон Кар.»

Предположительно, что в основу иконографии XIX века преподобного Тихона Карачевского легла иконография Тихона Калужского. 5 декабря 2003 года установлено празднование Собору Брянских Святых, в который вошел и преподобный Тихон Карачевский, а в 2004 году, состоялось обретение мощей святого преподобного Тихона.

Глотов С. В.,

заведующий Карачевского краеведческого музея

В Карачевском краеведческом музее представлена икона с изображением преподобного Тихона Карачевского. Все желающие могут посетить музей в любой день (кроме понедельника).

Преподобный Тихон подвизался близ города Карачева во второй половине XVI — начале XVII века. Им был основан за рекой Снежетью Воскресенский монастырь, называемый Тихоновой Пустынью. Время основания обители неизвестно, но известно, что в 1585 году ею управлял уже игумен Захарий.

          Преподобный жил на столпе, в небольшой круглой келлии, возвышавшейся над вторым этажом деревянного монастырского храма. С этого столпа ему хорошо были видны окрестности, и он ударами в вестовой колокол предупреждал горожан о набегах крымских татар.

427905901

         Преподобный Тихон был погребен в основанной им обители, в склепе под спудом. Память его чтится местно 16/29 июня, вместе с памятью Святителя Тихона Амафунтского. В этот день из Карачевского городского собора и других храмов города в Воскресенский монастырь совершался Крестный ход, чтобы почтить память основателя обители, в Карачев приходили Богомольцы из отдаленных мест. После Крестного хода в городе устраивалась девятидневная ярмарка.

         В 1614–1615 годах Воскресенский монастырь был дотла выжжен и разорен польско-литовскими отрядами. В 1625 году обитель возродилась. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший монастырь в 1654 году, писал, что храм в честь Воскресения Словущего в то время был из кедрового дерева, с высокой колокольней и галереей.

         В 1697 году на средства царевны Татьяны Михайловны вместо обветшавшего деревянного храма был построен двухэтажный каменный. Верхний ярус — в честь Воскресения Словущего, нижний — в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Святителя Тихона Амафунтского. В этом приделе находился склеп с гробницей над местом погребения Преподобного Тихона. В 1760-х годах вместо придела нижнего яруса был сооружен каменный притвор. В склепе хранилась икона Святого в полный рост.

       Обитель неоднократно разорялась, а в 1764 году была упразднена.

       В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение. После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт. В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии. В храме был устроен склад селитры.

В начале 1990-х годов храм был отреставрирован. Приходское Богослужение в нем возобновилось с 1998 года. По-прежнему здесь почитается память Преподобного Тихона, вновь написана его икона — вместо древней, утраченной в годы войны. По ходатайству Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Карачевский Воскресенский монастырь был возрожден.