1

Московские епархиальные ведомости. – 1872, № 25. стр. 175-177

Стр. 175: В Звенигородском уезде в 12-ти верстах от Воскресенскаго, Новый Иерусалим именуемаго монастыря, к северо-востоку есть село Соколово, Рождествено тож, по храму во имя Рождества Христова с приделом во имя Илии Пророка, где в числе местных икон находятся две древния иконы с изображением преподобных Тихона и Никона (в монашеских мантиях, в епитрахилях с открытыми головами), но каких именно неизвестно (сноска: из русских святых с именем Тихона связаны три основателя пустынных монастырей: Луховскаго (общечтимый) и местночтимые: Калужской Тихоновой пустыни (существует доселе) и Тихоновой Карачевской (упраздненной), и три Никона: игумен Троицко-Сергиевой обители, игумен Киево-Печерскаго монастыря и инок того же монастыря Никон Сухий).

Окрестное население чтит память сих угодников Божиих в их изображениях, простосердечно именуя в честь их и самое село свое: Тихон-Никон, говоря, что так научились называть его от своих предков. Что эта память относится не к одним иконам, а и к мужам действительно некогда подвизавшимся в этой самой местности, между прочим свидетельствуют две древних деревянных часовни (сноска: если бы не местное предание, усвояющее особое значение сим часовням, то надобно было бы полагать, что они означают место двух прежних церквей: села Петровскаго и села Рождествено), одна в ½ версте, а другая в 150 саженях от церкви в лесу. Народное предание говорит, что часовни эти воздвигнуты на местах, где стояли некогда отшельническия кельи преподобных Тихона и Никона, лики которых изображены на вышеупомянутых иконах. Священник села Соколова, обратившийся ко мне с приглашением о разследовании этого народнаго предания, по монастырским актам, поведает, что однажды приходила в это село монахиня одного из Орловских женских монастырей, просила отслужить молебен преподобным и говорила, что один из них, а именно преподобный Тихон, есть одно и то же лицо с основателем бывшей Карачевской Воскресенской Тихоновой пустыни (упраздненной в 1764 году), в церкви которой и доселе почивают под спудом его мощи, и что в устных преданиях о сем преподобном Тихоне, на месте его подвигов, известно, что он во время одного из неприятельских нашествий вынужден был оставить свою обитель и удалялся на время в окрестность Москвы, а именно в ту лесную полосу, остатки которой заметны еще и поныне вокруг села Соколова. Преподобный же Никон был вероятно один из его спутников или учеников. По справке в актах Воскресенской, Новый-Иерусалим именуемой обители оказывается, что нынешнее село Соколово в начале XVII века было еще деревнею, а село, к которому оно было приходом, именовалось село Петровское, с храмом во имя Рождества Христова, который стоял без пения (запустел).

В писцовых книгах письма и меры Лаврентия Кологривова, да подъячаго дружины Скирина 131 (1623) и 132 (1624) значится, что село Петровское с деревнями Соколовой и Новинки в начале XVII столетия составляло вотчину боярина Алексия Никитича Годунова. В этих книгах она описана так: 1. Деревня Соколова, Объезжая тож, на речке на С. 176: Каменке, пашни паханые добрые земли 8 четвертей, лесом поросло 42 чети в поле, а в дву потомуж, сена на речке на Каменке 30 копен, лесу рощи 15 десятин. 2. Деревня Новинки на суходоле, пашни паханые середней земли 10 четвертей, лесом поросло 30 четвертей в поле а в дву потомуж, сена меж поле по врагу 15 копен, лесу рощи 2 десятины. 3. Пустошь, что было село Петровское, а в нем храм Рождество Христово, пашни паханые наездом середнее земли 6 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена меж поле 10 копен, лесу рощи 6 десятин и обоего пашни паханые и лесом поросло добрые и среднее земли 95 четвертей. А в 144 году декабря в 18 день (1635 года) к этой вотчине продано ему ж Годунову из порозжих обводных земель пустоши: 1) Парфенкова Коноплянки тож на речке на Черной; 2) Белавино на речке на Черной; 3) Юрово; 4) Замошниково на речке на Каменке, а всего четыре пустоши, а в них пашни перелогом и лесом поросло середние земли 30 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 140 копен, лесу пашеннаго 73 десятины, да непашеннаго 73 же десятины. А во 166 (1658 г.) 4 января боярин князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский приданую жены своей (дочери вышеупомянутаго боярина Алексея Годунова) вотчину село Петровское, Рожествено тож, с деревнею Соколово Высокое тож, и деревнею Новинки с пустошами, продал Святейшему Патриарху Никону в его строенье, в Воскресенский монастырь.

В купчей поселы эти описаны так: 1. Село Петровское, а Рожественное тож на речке на Каменке, а в нем церковь Рождество Христово, да в приделах Николы Чудотворца, да Иоакима и Анны, древянная, да двор вотчинников, да двор скотской, да двор попов, да двор дьячков стоят пусты, да двор задворнаго человека. 2. Деревня Соколово, а Высокое тож на речке на Каменкие ж, а в ней крестьян… пять дворов, да три двора пустых беглых крестьян… 3. Деревня Новинки, а в ней пять дворов крестьянских пустых, а крестьяне тех дворов в моровое поветрие померли с женами и с детьми. 4. Пустоши: пустошь Замошниково, а Коноплянка тож, пустошь Баранцова, пустошь Рожково, пустошь Теншово. И в той вотчине в селе Рожественом и в деревнях и в пустошах пашни паханые и перелогом и лесом поросло 130 четвертей с осьминою в поле, а в дву потому ж. А взял за эту вотчину князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский с Патриарха Никона из его патриаршей казны 1800 рублев денег.

Итак, при поступлении села Петровскаго Рожествено тож в 1658 году в ведение Воскресенскаго Новый-Иерусалим именуемаго монастыря, церковь этого села во имя Рождества Христова уже стояла без пения, а дворы священника и церковнослужителя были пусты, а потому построение новой деревянной церкви (нынешняя каменная построена в 1854 году) в деревне Соколове надобно отнесть к усердию монастырских властей, то есть, самого Святейшаго Патриарха, который, как известно, проживал в своем любимом монастыре с 1658 по 1667 год. Причина же праздника ежегодно бывающаго в селе Соколове в первое воскресенье после Петрова дня или в самый Петров день, если он приходится в день воскресный, относится очевидно к памяти прежняго храмоваго праздника села Петровскаго, а не к изображенным на местных иконах преподобным Тихону и Никону, как предполагал священник.

Но кто же такие преподобные Тихон и Никон, изображенные на местных иконах придельнаго храма? Мы уже привели разсказ священника, что по словом нарочито посещавшей село Соколово одной Орловской монахини, преподобный Тихон, подвизавшейся здесь временно, есть основатель Воскресенской Тихоновой пустыни, находившейся близ города Карачева. Пустынь эта (ныне село Воскресенское) находится близ города Карачева (Орловской губернии) при реке Снежати и в 1680 году по указу царя Феодора Алексеевича была приписана к Воскресенскому Новый Иерусалим именуемому монастырю и оставалась под его ведением, до самаго упразднения ея в 1764 году. В этой пустыне действительно почивают под спудом мощи основателя обители священноинока Тихона и местно чтится память его в день его ангела 16 июня, но письменных сведений о его житии нет, а потому и вышеупомянутое сказание монахини о том, что сей преподобный Тихон удалялся по случаю неприятельскаго нашествия из своей обители в окрестности Москвы, а именно туда, где ныне находится село Соколово, жил тут некоторое время с одним из своих учеником (преподобным Никоном), памятью чего и остались их изображения и две часовня на месте их пустынных келий, – могло быть основано лишь на устных преданиях и требует дальнейшей поверки.

В приведенных нами выписках из монастырских актов XVII столетия относительно местности нынешняго села Соколова нет никакого намека, могущаго дать опору для подтверждения сего сказания: при упоминании о бывшем в селе Петровском Рожественное тож храме во имя Рождества Христова, нет описи его икон и имущества, вероятно потому, что в 1658 году он уже стоял без пения и при нем не было причта. Не надобно ли посему искать пояснения народнаго предания в ближайших к нам временах, то есть, в том периоде, когда село Соколово с деревнями принадлежало Воскресенскому монастырю (с 1658 по 1764 год)? Но если бы в этом периоде жили в лесах села Соколова какие-либо подвижники из братства Воскресенской обители, то память их первее всего сохранилась бы в самой обители, и ни в каком случае не могла бы оставить таких следов, каковы: построение часовен на месте их жительства и поставление в храме их изображений для народнаго чествования. Итак, мы более склоняемся к тому мнению, что местное предание об этих пустынножителях действительно принадлежит ко временам более древним (XIV или XV столетию) и весьма вероятно, что имя преподобнаго Тихона имеет отношение к неизвестным нам подробностям о житии преподобнаго Тихона, основателя Воскресенской Карачевской Тихоновой пустыни. При этом предположении следует обратить особое внимание на то, что во время присоединения этой обители к Воскресенскому монастырю в ней была лишь одна церковь во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы древянна клецки, а после присоединения (в 1680 году) усердием царевны и великой княжны Татьяны Михайловны выстроена двуэтажная каменная церковь: вверху Обновления храма Воскресения Христова, в внизу Одигитрии Смоленския Богоматери. Такое особое стр. 177: и царски щедрое внимание боголюбивой царевны к Тихоновой Карачевской пустыни, в период ея присоединения к Воскресенскому монастырю наводит на мысль, что и ей могло быть известно предание о временном пребывании основателя пустыни преподобнаго Тихона в окрестностях любимой ею Воскресенской обители и она посему захотела почтить его память особым вниманием.

Исполнив написанием этого краткаго очерка желание любознательнаго настоятеля церкви села Соколова, пользуемся случаем обратиться ко всем священниками окрестных с Воскресенским монастырем сел, приглашая их доставлять нам историческия сведения и местныя предания о их церквах для дополнения и пояснения таковых сведений монастырскими актами, так как большинство окрестных сел входило в состав обширных вотчин Воскресенской обители еще до 1666 года. Д. Член Архимандрит Леонид. Новый Иерусалим.

http://www.istra-ltc.ru/book/mev-1872-25-175.htm